Куратор лаборатории механики - Александр Александрович Бессонов, доцент кафедры общей и прикладной физики.
Лаборатория механики является первой лабораторией, в которой студенты физического, математического, химического, биологического и экологического факультетов начинают знакомство с физическим практикумом. Им предстоит узнать, что измерения бывают прямыми и косвенными, что погрешности измерений бывают случайными и систематическими; студенты научатся правильно строить графики, рационально оформлять результаты измерений и познают много других премудростей, необходимых любому экспериментатору, будь он физиком, химиком или биологом. Лаборатория механики, как и все другие лаборатории общего физического практикума, оснащена компьютерами, входящими в университетскую сеть. В течение месяца студенты всех факультетов осваивают методы обработки результатов измерений (на калькуляторах и с помощью компьютеров) и только затем приступают к выполнению учебных лабораторных работ. Ими могут быть выполнены работы: Студентам-физикам, кроме того, в лаборатории механики предстоит первое знакомство с автоматизированной системой проверки подготовки студентов к лаботаторным работам. Работать с этой системой студенты будут во всех лабораториях общего физического практикума. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эта программа позволяет студенту пройти тестирование как в компьютерном классе, так и на домашнем компьютере. Она состоит из клиентской и серверной частей. Первая часть выдается студентам на дом и содержит пакет файлов, обеспечивающих формирование и вывод на экран вопросов и запись ответов студента. Заданные вопросы и ответы записываются в архивный файл. Вторая часть программы размещена на веб-сервере университета. Она проанализирует ответы, немедленно покажет результат и запишет его в базу данных. Программа ориентирована на типовые способы анализа ответов при работе с автоматизированными системами обучения: Пример задания:
Диск вращается относительно неподвижной оси ОО'. На рисунке указаны направления векторов угловой скорости и углового ускорения (ε = const). В каком направлении вращается диск, если на него смотреть сверху вдоль оси ОО'? Каков характер вращения? Учебные задания могут сопровождаться рисунками, чертежами, схемами, графиками, фотографиями и т.д. После тестирования студента преподаватель получает следующую информацию: Пример сводки результатов работы студента: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сбор и статистическая обработка ответов студентов дают возможность корректировать процесс обучения, своевременно организовывать целенаправленную работу по ликвидации пробелов в знаниях студентов. Поначалу ряд студентов с трудом втягивается в рабочий ритм занятий. Конечно, человеку естественно желание облегчить свой труд. Но труд вообще и труд учебный во многом отличаются при внешнем сходстве. Это проще понять на аналогии с подготовкой спортсмена к соревнованиям. Представьте себе такую картину - человек бегает вверх и вниз по лестнице на 10-й этаж (довольно типичная картина подготовки прыгунов в высоту, бегунов и т.д.), хотя лифт исправен и на нем, казалось бы, легче и проще добраться до цели. А разгадка в том, что перед человеком стоит другая цель - "накачать" свои мышцы, а не просто добраться до нужного этажа. Вот и в нашем случае, лаборатория - это своеобразный "спортзал" для тренировки мозгов, здесь мы их "накачиваем" путем выполнения разнообразных, часто рутинных операций. Ни одна из форм учебной работы не требует от студентов такого проявления инициативы, наблюдательности и самостоятельности в принимаемых решениях, как работа в лабораториях, поэтому то на лабораторные занятия отводится до 30% затрат учебного времени. Посмотреть видеофрагмент: "в лаборатории механики" (файл avi, 9.4 мегабайта). |